Новые модели мебели
уже в нашем каталоге


Русская мебель классицизма

Эпоха классицизма в России приходится на время правления Екатерины II (1762-1796 гг.). Екатерининский классицизм был ранним русским классицизмом (его еще называют «переходным стилем»), в котором сохранились некоторые черты «расстреллиевского барокко», «елизаветинского рококо», французского стиля Людовика XVI и античных мотивов Ч. Камерона. Этот русский классицизм характерен своей камерностью, изяществом, легкостью и некоторой «неразвитостью» форм, которая всегда свойственна ранним этапам развития тех или иных художественных стилей [8; 22] (рис. 10.15).Например, для первых

лет правления Екатерины II в убранстве интерьеров характерны стилевые мотивы пышных форм барокко (школа Растрелли). Такова спальня с большим альковом в Царскосельском дворце, которая имеет скульптурные группы амуров, вазы и картуши в верхней части стен и сильно выступающие парные колонны, перевитые гирляндами цветов. А уже в конце XVIII в. зал арабесок декорируется в строгом соответствии с классическими формами, которые используют повсеместно Дж. Кваренги и Ч. Камерон, который был вызван Екатериной в Россию из Италии, где он изучал римские термы (рис. 10.16).

Для графа Орлова в 1768-1785 гг. А. Риналь-ди строит мраморный дворец - выдающийся образец русского классицизма. Ю. Фельтен создает еще один шедевр екатерининского классицизма -решетку Летнего сада и гранитные набережные Невы. Ч. Камерон сооружает знаменитую «Каме-ронову галлерею» в Царском селе, а Э.-И. Фаль-коне проектирует памятник Петру I «Медный всадник».

В первой четверти XVIII в. меблировка русских жилищ была весьма скудной. Возникает потребность в закупке мебели и притоке иностранных мебельных мастеров. Вместе с закупками развивается и отечественное производство мебели. Вначале мебель еще находится под сильным влиянием предшествующего стиля рококо. Во времена Екатерины II, которая стремилась восполнить недостаток в мебели, происходила смена стиля в направлении к классицизму.

Образцами для русской мебели стали французские мебельные объекты. Однако создаваемые вновь изделия получались весьма массивными, с большим запасом материала. В мебели для сидения конца екатерининского времени ножки стульев и кресел и боковые стойки спинок приобретают характерную форму пучков стрел или античных колчанов, перевитых ленточками. Верх спинок и рамы сидений украшаются венками и гирляндами, также перевитыми ленточками.

Стойки локотников по форме напоминают стойки кресел стиля Людовика XVI. Спинки стульев и кресел имеют характерный полукруглый изгиб. Обивка дворцовой мебели выполняется штучными тканями. Такой же характер украшений и обивку имеют диваны того времени. Мебель для сидения золотится или красится в светлые тона: белый, светло-зеленый, светло-голубой, светло-розовый. Текстуры дерева здесь почти не видно (рис. 10.17-22).

Возврат к списку