Египетские кровати
В Древнем Египте использовались несколько типов кроватей. Один тип кровати имел сильно профилированное ложе, на раму которого натягивалась крепко сплетенная циновка из растений или полосок кожи для укладки матраца, и одну вертикальную спинку. По мнению некоторых исследователей, эта спинка предназначалась не для опоры подушки, а располагалась в ногах лежащего человека. Ножки кровати имели форму ног идущего животного.Под голову, вместо подушки, под-кладывалась специальная седловидная опора, которая выполнялась из твердых пород дерева или слоновой кости. Считалось, что лежать в таком положении более прохладно, к тому же при этом у женщин сохранялась их сложная и пышная прическа.
Другой тип кровати имел более простую форму рамы, которая также опиралась на звериные ноги, не имела спинок и была удобна для переноса.
Третий тип кровати, весьма удачно и разумно сконструированной, имел складную раму, которая собиралась, в свою очередь, из трех рам, состоящих из деревянных брусков длиной около 0,6 м, шарнирно соединенных друг с другом. Кровать могла складываться в компактный объем {рис. 1.17-18).
Номенклатура емкостей для хранения различных предметов (одежды, утвари, инструментов, культовых реликвий и т.д.) у древних египтян была невелика. Это сундуки, лари (ларцы), в т.ч. переносные, сундуки, поставленные на стойки, полки, шкатулки, плетеные из пальмовых волокон корзины с крышками, короба и т.п.
Эти объекты, по-видимому, не имели своего определенного места в интерьере и по мере необходимости переносились с места на место. Но постепенно стал формироваться тип стационарной домашней емкости. Это был сундук, поднятый на ножки и представлявший собой своеобразный комод или стол с емкостями и верхней плоской откидной крышкой-столешницей. Опорой таких мебельных объектов служила конструкция из вертикальных стоек, поперечин и подкосов. Такая конструкция опорной части использовалась также для поддержки больших сосудов с остроконечным дном.
Сундуки (лари) имели, как правило, рамочно-филенчатую конфигурацию. Иногда для увеличения жесткости и с целью предотвращения коробления дерева в рамы (вертикальные стойки которых образовывали ножки) вставлялись поперечные доски. В верхней части сундуки (лари) часто заканчивались выпуклой крышкой (с замками) — цилиндрической формы или двухскатной с фронтонами и тимпанами.
Такие мебельные объекты, как уже было сказано, хорошо декорировались яркой раскраской, орнаментами и инкрустацией. Иногда такой декор религиозно-символического значения дополнялся антропоморфными и изоморфными изображениями, в т.ч. круглой скульптурой.
Краткая история стилевых направлений в мебели
Древний Египет – источник вдохновения
Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта
Особенности египетского художественного стиля
Руководство для столяров Чиппендейла
Французская мебель классицизма
Типы корпусной мебели классицизма