Новые модели мебели
уже в нашем каталоге


Влияние французского рококо

На стиль английской мебели рококо сильное влияние оказывают французская мебель, привозная китайская мебель и местная готическая. От китайской мебели заимствуются угловатые сухие контуры, решетчатые панно, ажурные резные перекладины, изогнутые ножки с утолщением вверху и внизу, где их нижний конец выполняется в виде птичьей лапы, зажавшей шар (уже известный ранее англичанам мотив декорирования опорных частей мебели по голландским образцам).

От французской мебели заимствуются отдельные конструктивные и формообразующие приемы и декоративные элементы рококо. От готической мебели берутся мотивы оконных переплетов, стрельчатых аркад и других элементов декора, перенятых, в свою очередь, от готической архитектуры.

В английской мебели, в ее формах и орнаментике достаточно удачно сочетаются элементы французского рокайля, готики и китайщи-ны, которые, однако, не нарушают классические пропорции общей композиции мебельного объекта. Даже декор рококо здесь весьма сдержан, не имеет французской сложности и запутанности и не нарушает симметрии.

Эти стилевые мотивы и общие принципы сложения форм позволили Т. Чиппендейлу (1718— 1779 гг.) в первой половине XVIII в. создать свой стиль. С его именем связывают активное использование при создании мебельных объектов красного дерева или, как тогда говорили, махагони, которое с 1725 г. начали весьма активно завозить в Англию.

С началом применения красного дерева и образуется тот новый стиль английской мебели, который впоследствии был назван «стиль Чиппендейла». Именно Англии принадлежит заслуга введения в мебельное производство этого нового красивого и прочного материала, мебельные объекты из которого были модны во всех странах Европы почти двести последних лет.

Существует своеобразная легенда, согласно которой в 20-е гг. XVIII в. Вальтер Ралей, некий капитан Вест-Индской компании, привез, возвращаясь из плавания, несколько бревен этого тяжелого и твердого дерева своему брату, доктору Гиббонсу (в те времена бревна такого дерева использовались в качестве балласта на кораблях для их большей остойчивости) для постройки им своего нового дома. Однако это дерево для постройки не пригодилось, т.к. не поддавалось обработке существовавшими тогда плотницкими инструментами.

Поэтому доктор Гиббоне предложил своему мебельному мастеру Волластону сделать из этого еще неизвестного дерева ящик для свечей. Волла-стон тоже жаловался, что дерево слишком твердо для его инструментов, но ящик он все же сделал, и доктор заказал ему сделать из того же дерева бюро.

Красивая текстура дерева (рисунок его «струй»), эффект шелковистой полированной поверхности, цвет, прочность изделия, выполненного из этого материала, вызвали всеобщее восхищение.

Предполагается, что первые партии такого дерева завозились с о. Ямайка, поэтому в те времена красное дерево еще называли ямайским деревом.

В дальнейшем стали применять красное дерево, которое росло на Кубе, в Гондурасе, Бразилии и др. странах и отличалось от ямайского цветовыми оттенками и текстурой.

Красота новой древесины и ее высокая стоимость привели к тому, что из нее стали изготавливать фанеру и покрывать ею плоскости шкафов, комодов, столов и др.

Возврат к списку