Новые модели мебели
уже в нашем каталоге


Специфика украшения мебели

Украшение "предметов, окружавших древнего египтянина, в т.ч. и мебели, имело знаковый смысл. Любой орнамент можно было прочесть подобно буквенному тексту, т.к. он был основан на использовании общепринятых эмблем и символов. Например, украшение стенок сундука орнаментом, элементы которого выполнены в виде чередующихся знаков «анх» (жизнь) и «джед» (вечность), прочитывалось как своеобразная здравица в честь хозяина этого сундука.

Растительные мотивы в орнаментации мебели почти всегда что-то означали. Например, изображение лотоса - эмблему Верхнего Египта, папируса - Нижнего Египта и т.п. На рис. 1.3.1 показан четырехногий табурет, у которого промежуток между опорами заполнен ажурной резьбой в виде плавно изогну-

тых стеблей лотоса и узкогорлого сосуда в середине. Это знак, символизирующий единение Верхнего и Нижнего Египтов. Определенный смысл заложен в том, что опорам сидений и лож (кроватей) придавалась форма ног зверей: в более древнее время — быков, в позднейшее время — львов. Следует отметить, что древних египтян мало волновал вопрос о том, доступно или недоступно для зрителя то, что было изображено на мебельном объекте. Для них был важен сам факт наличия такого изображения, который воспринимался как талисман или оберег.

Обычай сидеть на земле или на корточках был распространен и в Древнем Египте, однако мебель для сидения появилась именно здесь. Эта мебель имела определенные формы, которые, несомненно, соответствовали манере сидения. Египтяне сидели, выпрямившись, с плотно сомкнутыми ногами, что, помимо определенных требований (ритуала, этикета и т.д.), диктовалось также узкой одеждой (рис. 1.4—8). Однако так было не всегда. На древнейших изображениях на возвышении (стульях, креслах) сидят только божества, фараон и его жена. Все остальные (писцы, гости, музыканты и др.) располагались обычно на полу, покрытом коврами и циновками.

Подлинным шедевром, одним из величайших достижений мебельного мастерства древних египтян является парадный трон фараона Тутанхамона. Трон инкрустирован стеклом, фаянсом, цветными камнями и покрыт золотом. Его ножки в форме звериных лап, поставленных на каблучки, завершаются львиными головами, поражающими совершенством передачи натуры.

Локотники имеют форму крылатых змей, увенчанных коронами. Шесть кобр из позолоченного дерева извиваются между поддерживающими спинку брусьями. Особенно красива сцена на спинке трона, показывающая один из залов дворца с колоннами, обвитыми гирляндами цветов и украшенными фризом из изображений священных кобр — уреев, в котором находятся фараон, сидящий в непринужденной позе в кресле, и его жена, а падающие сверху лучи солнца их как бы озаряют. Жена, видимо, умащает супруга благовониями из сосуда, который держит в руке (рис. 1.9-10).

Подобные сюжеты, передающие сцены повседневного быта, чрезвычайно характерны для искусства того времени.

Цветовая гамма, несмотря на обилие тонов, также говорит о тонком вкусе и чувстве гармонии. Обнаженные части тела и лица фараона и его жены выполнены красной стеклянной пастой, головные уборы — бирюзовым фаянсом, а одежда — серебром. Все это, также как и инкрустированные украшения и орнамент, наложено на золотой фон.

Возврат к списку