Новые модели мебели
уже в нашем каталоге


Интерьер классицизма

В интерьерах классицизма снова возрождаются принципы архитектонического решения стен и потолков. После слитности рококо, когда переход одного конструктивного элемента к другому был почти незаметен, формы отдельных предметов теперь имеют ясные гармоничные пропорции, а конструктивный принцип сложения их элементов вновь подчеркивается. Этой цели служит и декор, который повторяет очертания поверхности предмета и располагается в границах тех или иных конструктивных членений. В объектах мебели, например, стыки конструктивных элементов акцентируются. Особенно это заметно в мебели для сидения.

Если для предыдущего периода характерным является пластичный переход рамы сиденья, корпуса комода или шкафа в изогнутые ножки, когда мебельный объект производит впечатление единого объема, отлитого из какого-то пластичного материала, то в мебели классицизма их опорные части, имеющие в начальный период классицизма легкий изгиб, выпрямляются и делаются в форме небольших, суживающихся книзу колонн, круглых или квадратных в сечении и имеющих каннелюры.

Стык ножки и рамы сиденья акцентируется и выполняется в виде кубика, украшенного розетками. Нечто подобное существует в классической архитектуре, где на стыке балки архитрава и колонны ставилась капитель. Спинка почти всегда теперь отделяется от сиденья и получает свою самостоятельную форму. Локотники также отделяются от сиденья и выпрямляются. Створки дверок шкафов и письменных столов, ящики столов и комодов четко выделяются, их очертания теперь не теряются в декоративном убранстве, как это было во времена рококо.

Посуда в эпоху классицизма начинает приобретать строгие очертания. В ее форме ясно просматриваются основные структурные элементы. Например, декоративные вазы опять получили традиционные классические формы с ясно очерченным основанием, туловом, шейкой и ручками.

Потеря слитности основных формообразующих элементов в каком-либо предмете тем не менее не разрушала единства и целостности внешней формы, только эта целостность строилась теперь на иных принципах — не на слитности, а на сопоставлении элементов. По сравнению с рококо у классицизма теперь другое отношение не только к композиционному формообразованию, но и к материалу.

Материалу стали возвращать природные качества. Деревянные части мебели стали меньше красить или золотить, а естественная красота текстуры дерева оттеняется теперь бронзовыми и керамическими накладками. В это время изменения коснулись и одежды. Она становится несравненно скромнее. Нет париков, расшитых камзолов, фижм, обилия кружев и богатых застежек -простота кроя одежды, ее больший демократизм подчеркивают ее стилистическую связь с новым обликом интерьера и его элементами.

Влияние французской культуры на художественную жизнь Западной Европы было решающим вплоть до конца XVIII в. Но с этого времени на авансцену истории выдвинулась Англия, в которой раньше других стран произошла промышленная революция, весьма решительно повлиявшая на все изменения в общественной жизни страны. Именно в это время наметился отход от дворцовой уникальности, а ремесленная и промышленная продукция, основанная на использовании новых технологий, последних изобретений и научных открытий, стала еще более массовой.

Возврат к списку