Новые модели мебели
уже в нашем каталоге


Классицизм

Во второй половине XVIII в. стиль рококо уже исчерпал свои возможности и идет на спад. Под влиянием идей просвещения усилился всеобщий интерес к античности. На смену рококо пришел классицизм с его идеалом простых и строгих, логично организованных предметных форм.

Классицизм занимает во многих вопросах искусства противоположную позицию по отношению к рококо. В основе эстетики классицизма лежат принципы рационализма, которые соответствовали философским идеалам нарождающейся эпохи просвещения. Эти принципы определяли взгляд на художественное произведение как на сознательно сотворенное, логически и разумно построенное, ясное и стройное искусственное целое. На формирование этого стиля большое влияние оказали раскопки, начавшиеся в XVIII в., городов Геркуланума и Помпеи, а также планомерное изучение античного искусства. Например, толчком к началу перемен послужили такие публикации как собрание рисунков римских терм Палладио, изданное еще в 1730 г. Излишнюю вычурность декоративных элементов стиля рококо сменяет строгая симметрия и упорядоченность классических форм. Эти формы, появившись сначала в архитектуре, проникают и в декоративно-прикладное искусство и производство мебели.

Объемно-пространственная структура возводимых зданий в эту эпоху подчиняется строгим правилам своей организации. Здесь всегда композиционно подчеркивается ось симметрии, горизонталь господствует над вертикалью, соблюдаются принципы архитектоничности, которым следовали зодчие итальянского Возрождения А. Палладио, С. Серлио, Дж.Б. да Виньола, т.е. ясной читаемости общей структуры, пропорциональности элементов и их согласованности.

Центральная ось здания проходит через парадный зал дворца или частного особняка, от которого расходятся анфилады других помещений. Центральная ось здания как бы проявляется на фасаде треугольным фронтоном портика. Динамичные формы орнамента рококо делаются более простыми и статичными уже к середине 60-х гг. Линии выпрямляются, стыки становятся все более ясными, начинает ощущаться разделение объекта на его составные элементы.

На стенах помещений в строгом ритмическом порядке появляется классический орнамент из меандров, акантовых листьев, гирлянд, перевязанных лентами, медальонов, розеток и других элементов. Архитектурные тяги и карнизы делаются более тонкими и плоскими. Плоскости стен расчленяются пилястрами на отдельные орнаментальные панно, заключенные в рамки.

Стены выдерживаются в строгой колористической гамме и в некоторых случаях имеют в качестве акцента рельефный медальон, розетку или виньетку. Стукковый декор и роспись повторяют сюжеты, почерпнутые из росписей Геркуланума и Помпеи. Например, бордюры украшались фигурками сфинксов, львов, лебедей, дельфинов, стилизованных растений и др. Стены помещений украшались также т.н. «героическими пейзажами» с изображениями идеальной природы, весьма популярными еще с XVII в. В нишах и арочных проемах выставлялась античная скульптура.

Возврат к списку