Новые модели мебели
уже в нашем каталоге


Новые стилевые веяния
В мебели для сидения стиля королевы Анны сквозные рамы высоких спинок получают изогнутые очертания, а центральная вертикальная планка (splat), идущая от обвязки сидения до верха спинки, плавно переходит в ее боковые стойки. В этом стиле центральная планка спинки, ее средник — splat — имеет форму высокой вазы с изящно изогнутыми боками и украшается маркетри, а верхняя часть — резьбой в виде аканта или раковины. Локотники кресел разворачиваются наружу, имеют плавные линии и, часто, заканчиваются львиными или орлиными головами.

Краткая история стилевых направлений в мебели
Произведения искусства — объекты материальной культуры — в своем историческом развитии не всегда можно однозначно поместить в рамки какого-либо определенного стиля, который характеризуется развитым внутренним содержанием и четко выявленным и ясным формальным построением. Наиболее правомерно применение понятия исторического стиля к тем эпохам и видам искусства, где систематическая упорядоченность формальных приемов и средств выразительности оказывается наиболее выявленной последовательно.

Древний Египет – источник вдохновения
Одним из древнейших государств мира был Древний Египет, культура которого явилась самым ранним вкладом в историю культуры всего человечества. Когда Европа была заселена еще варварскими племенами, в Древнем Египте уже существовала высокоразвитая цивилизация. С конца XV тысячелетия до н.э. цивилизации земледельцев, которые основались по берегам Нила, Евфрата, Тигра и между Каспийским и Средиземным морями, выдвигаются на передний план истории благодаря развитым государственным механизмам и высокому уровню технологий и художественного творчества, составивших основу культур последующих цивилизаций, в первую очередь, в Европе.

Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта
Древнеегипетские архитекторы и художники занимали высокое положение в обществе, хотя их имена долгое время оставались неизвестными. В искусстве Древнего Египта впервые появились классические архитектурные формы (пирамида, обелиск, колонна), новые виды скульптуры и живописи. Значительное развитие получили различные науки: математика и, особенно, геометрия в связи с многочисленными строительными и ирригационными работами, измерением площадей сельскохозяйственных угодий и вычислением урожаев, а также астрономия, медицина и др. Египтяне достигли высочайшего мастерства в обработке различных материалов. При главенствующей роли архитектуры все виды искусств образовали в Древнем Египте великолепное гармоничное единство.

Особенности египетского художественного стиля
Свойственные древнеегипетским мастерам качества декораторов, прирожденное чувство формы, цвета, материала нигде, пожалуй, не проявились с такой наглядностью, как в архитектуре и в прикладном искусстве, а именно, в создании жилых зданий, дворцов, культовых сооружений, костюма, мебели, посуды, туалетных принадлежностей, ювелирных изделий, музыкальных инструментов, оружия и т.д.

Мебель Древнего Египта
Самые древние образцы мебели, которые сохранились до наших дней, египетские. Древнеегипетская мебель делалась, в основном, из привозного дерева крепких пород. Его привозили из Малой Азии, Абиссинии и других мест. Употреблялась древесина тиса, кедра, смоковницы (фигового дерева), черного (эбенового) дерева, сикомора, нильской акации и оливкового дерева.

Специфика украшения мебели
Украшение "предметов, окружавших древнего египтянина, в т.ч. и мебели, имело знаковый смысл. Любой орнамент можно было прочесть подобно буквенному тексту, т.к. он был основан на использовании общепринятых эмблем и символов. Например, украшение стенок сундука орнаментом, элементы которого выполнены в виде чередующихся знаков «анх» (жизнь) и «джед» (вечность), прочитывалось как своеобразная здравица в честь хозяина этого сундука.

Египетские кровати
В Древнем Египте использовались несколько типов кроватей. Один тип кровати имел сильно профилированное ложе, на раму которого натягивалась крепко сплетенная циновка из растений или полосок кожи для укладки матраца, и одну вертикальную спинку. По мнению некоторых исследователей, эта спинка предназначалась не для опоры подушки, а располагалась в ногах лежащего человека. Ножки кровати имели форму ног идущего животного.

Типы египетских столов
Типов столов у древних египтян было немного. Больших обеденных столов мы не встречаем совсем. Прямоугольные столы имеют, по-видимому, хозяйственное назначение. На картинах супружеской трапезы видны люди, сидящие за круглым, небольших размеров, столом. Такой стол можно было легко переносить. Он состоял из одной центральной опоры в виде колонны и круглой столешницы и предназначался для одного или двух человек.

Английская мебель рококо
В английском искусстве XVIII в., в т.ч. в искусстве архитектуры, интерьеров, мебели и т.д., ни один из больших европейских стилей не существовал в чистом виде. Поэтому многие черты барокко, рококо, классицизма могли весьма своеобразно переплетаться в творчестве многих английских художников и архитекторов. К началу XVIII в. Англия сумела в своем развитии не только догнать другие европейские страны, но и сама несколько десятилетий спустя стала демонстрировать образцы самостоятельного и своеобразного архитектурного стиля, включая новые концепции создания интерьеров и мебели, новых типов пейзажных (т.н. английских) парков и др.

Влияние французского рококо
На стиль английской мебели рококо сильное влияние оказывают французская мебель, привозная китайская мебель и местная готическая. От китайской мебели заимствуются угловатые сухие контуры, решетчатые панно, ажурные резные перекладины, изогнутые ножки с утолщением вверху и внизу, где их нижний конец выполняется в виде птичьей лапы, зажавшей шар (уже известный ранее англичанам мотив декорирования опорных частей мебели по голландским образцам).

Стиль Чиппендейла
Всю мебель, выпускаемую мастерской Т. Чиппендейла, можно условно подразделить на несколько периодов. Первый период, когда Чиппендейл работает в стиле королевы Анны и Георгов. Это весьма массивные изделий, форма которых хорошо увязана с их декором и напоминает стиль Людовика XIV с его пышными элементами барокко. Опорные части стульев, кресел и комодов повторяют птичью лапу с шаром и имеют утолщение в верхней (лобовой) части, которая украшается рельефной резьбой. Используемый материал, как правило, дуб или бук.

Руководство для столяров Чиппендейла
Своей популярности Т. Чиппендейл, помимо «живых» образцов, сделанных им лично или в его мастерской, обязан в немалой степени изданному им в 1754 г. руководству для столяров (альбома с проектами-чертежами и рисунками мебели) «THE GENTLEMAN AND CABINET-MAKER'S DIRECTOR» . Благодаря популярности «директора», его стиль распространился не только в Англии, но и в Европе и Северной Америке. Издание пришлось повторить в 1759 и 1762 гг.

Классицизм
Во второй половине XVIII в. стиль рококо уже исчерпал свои возможности и идет на спад. Под влиянием идей просвещения усилился всеобщий интерес к античности. На смену рококо пришел классицизм с его идеалом простых и строгих, логично организованных предметных форм.

Интерьер классицизма
В интерьерах классицизма снова возрождаются принципы архитектонического решения стен и потолков. После слитности рококо, когда переход одного конструктивного элемента к другому был почти незаметен, формы отдельных предметов теперь имеют ясные гармоничные пропорции, а конструктивный принцип сложения их элементов вновь подчеркивается. Этой цели служит и декор, который повторяет очертания поверхности предмета и располагается в границах тех или иных конструктивных членений. В объектах мебели, например, стыки конструктивных элементов акцентируются. Особенно это заметно в мебели для сидения.

Французская мебель классицизма
Во Франции классицизмом называют «стиль Людовика XVI», ставший последним в череде т.н. «королевских стилей», которые активно влияли на все области искусства. Этот стиль окончательно устанавливается приблизительно к 1770 г. и достигает своей зрелости при Людовике XVI (1754— 1793 гг.) в период 1774-1789 гг.

Стиль Людовика XVI
Мебель для сидения стиля Людовика XVI, которая включает табуреты с крестообразными ножками, стулья, кресла и диваны, имеет простые ясные формы. Ножки стульев, кресел и диванов, еще имеющие на раннем этапе классицизма легкий и грациозный изгиб, теперь выпрямляются и делаются в виде тонкой суживающейся к низу колонки, которая имеет круглое или четырехгранное поперечное сечение.

Типы корпусной мебели классицизма
Типы корпусной мебели в этом стиле весьма разнообразны. Широкое распространение получили различные шкафы, угловые шкафчики, этажерки, комоды, кабинеты, секретеры, в т.ч. дамские. Комоды утрачивают волнообразные линии и распухшие формы, ножки делаются низкими или высокими в зависимости от объема корпуса и количества выдвижных ящиков. Ножки на раннем этапе классицизма имеют слегка изогнутую форму, затем форму резных вертикальных балясин. Корпус получает ровные прямолинейные карнизы и другие горизонтальные тяги.

Талантливые мастера-мебельщики классицизма
Замечательным мастером-мебельщиком, одним из создателей стиля классицизм в мебели, был Ж. Ризенер (1725-1806 гг.), который прославился еще в 1769 г., когда создал знаменитое бюро-цилиндр для Людовика XV. Бюро такого типа становится в эту эпоху одной из излюбленных мебельных форм. Считается, что Ризенер первым во Франции ввел в моду красное дерево.

Русская мебель классицизма
Эпоха классицизма в России приходится на время правления Екатерины II (1762-1796 гг.). Екатерининский классицизм был ранним русским классицизмом (его еще называют «переходным стилем»), в котором сохранились некоторые черты «расстреллиевского барокко», «елизаветинского рококо», французского стиля Людовика XVI и античных мотивов Ч. Камерона. Этот русский классицизм характерен своей камерностью, изяществом, легкостью и некоторой «неразвитостью» форм, которая всегда свойственна ранним этапам развития тех или иных художественных стилей [8; 22] (рис. 10.15).Например, для первых