Французская мебель ампира
Основоположником стиля ампир считают живописца Луи Давида, а выразителями этого стиля — архитекторов Шарля Персье (1764-1838 гг.) и Пьера Фонтена (1762-1853 гг.). Ампир в своем наиболее рафинированном виде проявился в интерьерах загородных резиденций, которые вначале возводились для Первого консула, а затем императора Франции Наполеона. Отделка и меблировка всех помещений велась по проектам Фонтена и Персье.
Екатерининский классицизм
Русский двор не хотел уступать в роскоши и богатстве королевским дворам других европейских стран. Для того времени характерны крупные российские заказы западноевропейской мебели. Дорогую мебель со сложными механизмами поставлял в Россию Д. Рентген, который имел мастерскую в Нейвиде. Он делал мебель на заказ, а также привозил готовую продукцию своей мастерской. Его мебель во многом определила пути развития мебели русского классицизма.
Развитие мебельного искусства
Во второй половине XVIII в. наличие собственных мастеров-мебельщиков почти в каждом имении России позволяет создавать мебель в соответствии с тем или иным функциональным процессом и личными вкусами хозяев, т.е. происходит дальнейшая дифференциация мебели по ее назначению.
Освоение новых материалов и техник
В 90-х гг. XVIII в. русские мебельщики начинают использовать новый материал, открытый ими самими и не известный на Западе — карельскую березу и кап. Считается, что этот материал ввел в обиход князь П.В. Мещерский, который имел в г. Курске свою столярную мастерскую. Но в последнее десятилетие XVIII в. во времена правления Павла I, как переходного стилевого этапа от екатерининского классицизма к-александровскому ампиру, карельская береза использовалась в маркетри лишь в качестве фона. Фанеровка больших плоскостей карельской березой характерна для русской мебели уже XIX в.
История создания русской мебели
История создания русской мебели начала и середины XVIII в. отражает, во-первых, процесс появления мебельных образцов, созданных иностранными мастерами или русскими мебельщиками на иностранный лад. Такой мебелью пользовались, в основном, царский двор и аристократия. И, во-вторых, создание основной массы традиционной мебели, используемой широкими слоями населения, которая повторяла стилевые черты прошлых эпох. Во времена екатерининского классицизма влияние западноевропейских мебельщиков на стилистику русской мебели становится весьма ощутимым.
Античные заимствования
В мебели для сидения стиля ампир очень часто почти без изменений заимствуются формы античной мебели. Например, известный греческий стул-клисмос неоднократно воспроизводился в это время без каких-либо искажений его первоначальной формы и конструктивной схемы. Большой популярностью пользуются табуреты или банкетки на скрещивающихся, украшенных бронзой ножках, форма которых пришла из Древнего Египта. Копируются трехногие античные табуреты, найденные при раскопках Геркуланума и Помпеи.
Мода на диванные комнаты
В это время весьма модными становятся т.н. диванные комнаты, в которых устанавливаются диваны, а на ковре перед ними - т.н. «преддиванные» столики на одной центральной широкой опоре и несколько кресел в форме корытца, расставленные вокруг столика. Как правило, яркая обивка дивана и кресел гармонировала с декором стен. Рисунок обивочных тканей обычно был вышит шерстью или выткан золотыми нитями.
Новые типы мебели
Ампир рождает новые типы мебели. Появляются: книжный шкаф, украшенный трельяжем, узкая горка для драгоценностей, узкий сервант, шкафы для фарфора, круглые сервировочные столы для фарфоровой посуды, клавикорды, псише и др. Распространение получают массивные тумбочки цилиндрической формы, весьма похожие на пьедесталы. Они обычно устанавливались в спальне симметрично по обеим сторонам кровати. Секретеры в это время по-прежнему принадлежат к числу наиболее популярных предметов меблировки помещений.
Австрийская, немецкая, итальянская и английская мебель ампира
Австрийский и немецкий ампир представляют собой все тот же предыдущий стиль классицизма, но с большим тяготением к античной стилистике, т.н. «стиль цопф». В это время Вена становится одним из ведущих центров мебельного производства, а австрийская аристократия и крупная буржуазия, которая всегда тяготела к богатству и роскоши, тем не менее обставляла свои апартаменты мебелью весьма изысканной, но простой по форме и не перегруженной бронзовым декором, характерным для французских образцов. Формы добротно изготовленных стульев и кресел имеют хорошие пропорции и изящный абрис.
Русская мебель ампира
В искусстве европейского классицизма и ампира конца XVIII—начала XIX в. важное место принадлежит России. В России становление и развитие ампира приходится на начало XIX в. и время правления Александра I (1801—1825 гг.). Победа в Отечественной войне 1812 г., восстановление и застройка Москвы, сооружение величественных архитектурных ансамблей в Петербурге послужили благоприятной почвой для расцвета ампира в России, который весьма существенно стал отличаться от европейского, хотя исходные стилевые элементы русского ампира и роднят его с французским.
Александровский ампир
Русская ампирная мебель отличается от французской и английской. Формы ее проще, и выглядит она более монументальной, поражая красотой своих пропорций и согласованностью отдельных частей. Основная черта ампирной мебели, в т.ч. и русской — это строгое подчинение ее формообразования законам классической архитектуры: трехчастным делением основного объема на основание (цоколь), тулово (основную часть) и завершающую верхнюю часть, что подчеркивалось обычными для зодчества членениями в горизонтальном и вертикальном направлениях.
Русская мебель для сидения стиля ампир
В это время в России большое разнообразие получает мебель для сидения. У стульев и кресел спинки делаются прямоугольными, глухими и мягкими, несколько напоминающими образцы предыдущего стиля. Локотники кресел часто опираются на резные фигуры орлов, львов или лебедей. Мотивы животных и фантастических чудовищ используются также для декорировки ножек, особенно передних.
Талантливые мастера России
Одним из прекрасных мастеров русского классицизма и ампира был архитектор А.Н. Во-ронихин (1759—1814 гг.), спроектировавший Казанский собор и Горный институт. Он много работает над интерьерами создаваемых им и реконструируемых зданий, проектируя в том числе мебель, светильники, обивочные и драпировочные ткани, декоративные хрустальные вазы и т.д. После пожара, случившегося в Павловском дворце в 1803 г., ему было поручено восстановление его парадных апартаментов, а несколько позднее — интерьеров и меблировки жилых помещений дворца.
Работы К.И.Росси
Особое место в мебельном искусстве принадлежит зодчему К.И. Росси (1775—1849 гг.), который уже с 1816 г. для возводимых им зданий сам проектирует мебель. Мебель по его рисункам заказывалась таким известным мастерам как В. Бобков, Г. Гамбс, А. Тур, И. Бауман. Создаваемые им интерьеры в перестраиваемом Аничковом дворце, в строящихся Елагине и Михайловском дворцах, здании Главного штаба, библиотеке дворца в Павловске и т.д. меблируются авторской мебелью (рис. 11.10.3; 11.11-12; 11.14-15; 11.20; 11.30.1).
Строительство и оформление Михайловского дворца
Михайловский дворец, ныне Государственный Русский музей, строительство которого К. Росси закончил в 1825 г., поражает великолепием своих просторных, украшенных лепниной и росписью залов, праздничность которых дополняет парадная бело-золотая мебель, которая и сегодня частично стоит на отведенных ей зодчим местах. Здесь сохранился почти без изменений центральный Белоколонный зал. Мебель для этого зала по рисункам К. Росси выполнил мастер В. Бобков, который до этого делал резные створки дверей и мебель в Елагине-дворце.
Работы В.П.Стасова
Влияние на развитие русской мебели оказал и другой замечательный мастер того времени — архитектор В.П. Стасов (1769-1848 гг.), автор целого ряда интерьеров и мебели Большого Царскосельского дворца в начале 1825 г. Им был создан один из шедевров — т.н. «кленовая опочивальня» Марии Федоровны и другие помещения для Александра I. Мебель для дворца, спроектированная Стасовым, изготовлялась мастерскими Г. Гамбса и А. Тура. По сравнению с ампирной мебелью Росси, его мебель имеет более строгий вид и не перегружена резной орнаментикой.
Работы Генриха Гамбса
Одним из лучших мебельных мастеров александровского и предыдущего периодов по праву считается Генрих Гамбс (1765-1831 гг.) и его фирма, которую после его смерти возглавили его сыновья и преемники Петр Гамбс (1802—1871 гг.) и Эрнст Гамбс (1805? —1849 гг.). Его имя ассоциировалось у современников с высшими достижениями мебельного искусства.
Бидермайер
Бидермайер сложился, в основном, как художественный стиль интерьера, мебели, живописи, графики и почти не коснулся архитектуры. Становление этого стиля произошло первоначально в немецком и австрийском искусстве, начиная с середины 1810 г. Этот новый стиль продержался до буржуазно-демократической революции 1848 г. и позже получил весьма ироничное название «бидермайер», буквально «бравый господин Майер» (нем. — игра слов от Bidermann — бравый и Meier). Термин «бидермайер» впервые был введен в искусствознание в 1894 г. Г. Бётти-хером в статье «Будущее орнамента на примере развития обойного дела», а также был использован в 1922 г. П. Шмидтом в его книге «Живопись бидермайера».
Декор в стиле бидермайер
Популярный еще в ампире обычай драпировки стен, а иногда и потолков, тканью в складку, а также драпировки больших зеркал, сохраняется и в это время. Стиль бидермайер унаследовал от ампира также панорамные обои и изображения пейзажей на отдельных предметах. В интерьерах, которые упростились и уменьшились в своих габаритах, наблюдается стремление добиться максимального уюта, добротности и целесообразности, а не только лишь некоего художественного эффекта.
Западноевропейская мебель бидермайера
После падения Наполеона мебельное искусство европейских стран начинает перестраиваться в соответствии со стремлением буржуазии к спокойной и упорядоченной жизни. Если ампир со своими пышными торжественными формами изначально предназначался для императорского двора и аристократии, то буржуазное мебельное искусство Германии, Австрии и Англии шло своим, более демократическим путем. Заимствуя от аристократического ампира лишь его основные принципы построения и лаконизм, бидермайер отказался в мебели от четких тектонических членений, архитектурноести ее формообразования и разнообразных шаблонов, ввел мягкие изгибы спинок стульев, кресел и диванов, скруглил жесткие очертания профилей и углов.