Развитие мебельного искусства
Во второй половине XVIII в. наличие собственных мастеров-мебельщиков почти в каждом имении России позволяет создавать мебель в соответствии с тем или иным функциональным процессом и личными вкусами хозяев, т.е. происходит дальнейшая дифференциация мебели по ее назначению.На протяжении всего периода мебель екатерининского классицизма сохраняет легкость и стройность форм, присущую рококо. В первую очередь это достигается за счет хороших пропорций основных формообразующих элементов мебельного объекта, а также тонких, украшенных каннелюрами, сужающихся книзу ножек стульев, кресел, диванов и комодов.
В это время меняются приемы нанесения резьбы — она делается менее пышной и располагается, в основном, в местах конструктивного соединения отдельных элементов.
Мебель екатерининского классицизма можно подразделить на несколько основных типов относительно приемов ее декорировки. Например, мебель, которая имела резьбу, окрашивалась и золотилась. В некоторых случаях выступающие части
и углубления резного декора окрашивались в разные цвета, которые имели гармоничную связь друг с другом и цветом окраски всего предмета, служащего как бы общим фоном. В пределах одного гарнитура разные мебельные объекты могли иметь разную, но гармонично согласованную окраску. Обивка мягкой мебели из одного гарнитура могла быть разной по рисунку на разных объектах, но цветовая гамма при этом сохранялась. С помощью росписи на мебели изображались вазы, гирлянды, букеты цветов, архитектурные шаблоны. Иногда появлялись изображения различных мифологических персонажей, выполненные золотой краской по синему фону. В последней трети XVIII в. в декоре русской мебели резьба занимает основное место. Резной орнамент, розетки, венки и т.п. всегда располагаются на мебельном объекте в точном соответствии с тектоническим строением его формы. В конце века на столах появляются столешницы, выполненные из мрамора или цветного камня. В качестве примера можно привести великолепную резную мебель Останкинского дворца-музея, которая была создана русскими мастерами И. Мочали-ным, Я. Дунаевым, Г. Немцовым и Ф. Пряхиным (рис. 10.28.1).
Другой тип русской декорировки мебели -мозаичный набор. Маркетри, в основном, делалось несложным, из светлых и темных пород дерева «в шашку», «в елочку», «полосками», «ромбами» и т.п. Однако выполнялся и более сложный и изысканный набор, как, например, на мебельных объектах, созданных Н. Васильевым — крепостным мебельщиком П.Б. Шереметева.