Новые модели мебели
уже в нашем каталоге


Екатерининский классицизм

Русский двор не хотел уступать в роскоши и богатстве королевским дворам других европейских стран. Для того времени характерны крупные российские заказы западноевропейской мебели. Дорогую мебель со сложными механизмами поставлял в Россию Д. Рентген, который имел мастерскую в Нейвиде. Он делал мебель на заказ, а также привозил готовую продукцию своей мастерской. Его мебель во многом определила пути развития мебели русского классицизма.

Выполненная им мебель была различной по форме и декору. Например, некоторые его мебельные объекты имели крупные масштабы и обилие архитектурных шаблонов (колонн, пилястр, балюстрад, карнизов и т.д.). Как правило, такие объекты снабжались весьма сложными техническими устройствами. Для других его мебельных объектов характерным является скромный декор, простота и ясность конструкции.

Кроме Д. Рентгена для дворцов русской аристократии мебель делали известные французские мастера Ж. Ризенер, Ж. Жакоб, Ж. Бенеман и др. Как пример можно привести прекрасно выполненное бюро-цилиндр Ризенера, которое хранится в Государственном Эрмитаже. К концу XVIII в. в России уже действуют собственные мебельные производства Г. Гамбса, А. Тура и И. Шарлеманя, которые выпускают роскошную продукцию. Самое большое количество мебели для двора и аристократии поставляет фирма «Отто и Гамбс», которая делает разнообразные комоды, столы, бюро, мебель для сидения и др. Генрих Гамбс, который был учеником прославленного мебельщика Д. Рентгена, приехал в Петербург в 90-х гг. XVIII в., а в 1795 г. совместно с австрийским купцом И. Отто основал мебельную фабрику и открыл на Невском проспекте мебельный салон.

Особой популярностью пользовалась мебель, декорированная в технике «эгломизе» (по имени ее изобретателя - французского художника). На мебели Гамбса делались специальные вставки из стекла. Такое стекло, чаще всего цветное, предварительно расписывалось, а затем под него подводилась зеркальная амальгама. В этой технике на западе обычно украшались лишь мелкие предметы (коробочки, шкатулки, табакерки и т.п.), однако в России так стали украшать большие бюро, напольные часы, столы и другие предметы. Мебель Г. Гамбса, благодаря оригинальности своих форм и конструкции, прочности и красоте, имела большую популярность в России, ей стали даже подражать другие отечественные мебельщики. Такой мебелью обставляли не только дворцовые помещения, но и городские частные дома и дворянские усадьбы (рис. 10.24 и см. рис. 11.32—36).

Оригинальную мебель проектировали многие известные архитекторы, создававшие в эту эпоху и дворцовые ансамбли, и интерьеры. По чертежам В. Растрелли, В. Бренна, Ч. Камерона, Дж. Кваренги и др. русские мастера выполняли прекрасные мебельные гарнитуры для обстановки спроектированных интерьеров. Великолепным образцом мебельного искусства и работы русских резчиков могут служить стулья и кресла из Ки-

тайского зала Царскосельского дворца работы И. Шарлеманя по рисунку Ч. Камерона. В этот период русские мастера весьма хорошо освоили технику маркетри. Мебельщик X. Мейер выполняет заказы на создание разнообразных шкафов, ломберных столов, угловых диванов и других объектов, украшенных изысканным мозаичным набором в виде геометрических или цветочных узоров из тонко подобранных по цвету и текстуре кусочков дерева различных пород.

Возврат к списку